
Терминологический спор о том, какие российские партии и движения следует причислять к оппозиции, идет давно. Мы же придерживаемся той точки зрения, что общепринятый формальный подход – проиграл выборы перешел в оппозицию – для России не актуален. Мы станем называть «оппозиционными» только те партии и движения, которые сохраняют независимость от Кремля и реально противостоят исполнительной власти.

Фильм Навального «Дворец для Путина», выпущенный сразу после его похищения в аэропорту Шереметьево и «суда» под портретом Генриха Ягоды, за 20 часов набрал только на ютубе свыше 20 миллионов просмотров. Политический узник № 1 из своей камеры в СИЗО «Матросская тишина» нанес ответный удар существу, которое организовало его отравление, затем похищение и в данный момент вознамерилось упрятать его за решетку пожизненно. О дворце Путина в Геленджике стоимостью в 1 млрд долларов и о том, как и на какие средства он был построен, я узнал в 2010 году от непосредственного участника этой истории и одного из главных ее разоблачителей питерского бизнесмена Сергея Владимировича Колесникова. И, тем не менее, фильм Навального впечатляет.




Помните эпизод из «Семнадцати мгновений весны», где Мюллер-Броневой приказывает полиции хватать всех, кто похож, пусть отдаленно, на сбежавшую русскую радистку: «Если ошибутся и схватят больше, чем надо, я их извиню». Похоже, на совещании в Кремле кто-то сильно высокопоставленный сказал нечто подобное о необходимости менять отношение карательных органов к инакомыслящим. И те, обнажив клыки, бросились исполнять. Мученическая смерть нижегородской журналистки Ирины Славиной знаменовала важный качественный переход в отношениях между властью и подведомственным населением.




В истории с нападением на молодого оппозиционера Егора Жукова первостепенное значение имеет порядок событий. Егора Жукова сначала исключили из ВШЭ, а потом уже избили во дворе собственного дома. В такой последовательности есть несомненная логика. Согласитесь – выгнать из магистратуры человека, который только что подвергся демонстративной физической расправе, как-то не комильфо. Как бы, например, такой поступок ректор Кузьминов объяснил своим студентам? Если бы они вдруг поинтересовались. Однако вернемся к случившемуся. Бывшего фигуранта «московского дела», а ныне ведущего «Эха Москвы» и корреспондента «Новой газеты» Егора Жукова вечером воскресенья избили возле подъезда собственного дома.

