Украинский томос: «зрада» или «перемога»?
15 ОКТЯБРЯ 2018, ИННА БУЛКИНА

ТАСС

Коль скоро российские политики, российские журналисты и их читатели привыкли рассматривать все происходящее в/на Украине не просто как близкососедские проблемы или нечто, имеющее непосредственное касательство к России, но как внутреннее дело России, проблема с томосом комментируется исключительно как проблема Московского патриархата и шире — проблема Русского мира, его границ, его дальнейшей судьбы и т.д. В этом, безусловно, есть смысл и есть правда, но стоит напомнить, что внутренние дела Украины из Киева выглядят совершенно иначе, и украинские комментарии к последним событиям достаточно разноречивы, носят, похоже, в гораздо большей степени светский характер, и исходят, главным образом, из местной повестки.

А на местной повестке стремительно приближающиеся президентские выборы. Соответственно томос и предоставление УПЦ автокефалии партия действующего президента понимает и преподносит как одну из серьезных пропагандистских побед (наряду с «безвизом»): Порошенко не устает повторять, что все, что отдаляет Украину от России, приближает ее к Европе, и, будь нынешняя российская политика не такая, а иная, все это, возможно, звучало бы не столь убедительно.

Итак, развитие событий с томосом и автокефалией выглядит вполне позитивно, это «перемога», говорят нам Порошенко, его спикеры и сторонники. Что же до его противников, им, так или иначе, приходится искать здесь признаки «зрады», и они их находят. Не секрет, что ядерный электорат главной противницы действующего президента Юлии Тимошенко всегда был протестным и всегда требовал простых и немедленных ответов на свои вопросы. Все, что выглядит сложным, длительным и неоднозначным (а предоставление автокефалии — именно такой процесс), на каждом своем этапе комментируется как еще одна неудача, еще одно поражение, еще одна «зрада». Как? Томос не дали к годовщине Крещения — «всепропало»! Обещали к Покрову, но не дали, или дали, но не совсем то — это ведь еще не автокефалия, это лишь снятие анафемы с Филарета и Макария. Зрада!

Еще месяц назад умеренно оппозиционное «Зеркало недели» как один из возможных допускало сценарий «совместного церковного управления в Украине», осуществляемого Москвой и Фанаром. И не исключало его «консервации», то есть некоторого неопределенного статус-кво, который затянется и не позволит Порошенко выйти на выборы с очевидной «перемогой»: народ устанет от темы и потеряет к ней интерес. Сегодня то же «Зеркало», как и прочие наблюдатели, склоняются к тому, что поворотный момент этого сюжета произойдет на соборе, и есть надежда, что собор состоится еще в этом году. К слову, здесь тоже комментируют «проблему Филарета», и обращают внимание на то, что, несмотря на запальчивое заявление 90-летнего Филарета — «я был патриархом, есть и буду», — перед публикой он явился не в белом патриаршем куколе, но в черной скуфье.

Так или иначе, в ближайшее время светская власть будет всячески форсировать скорейшее проведение собора и сделает все возможное, чтобы собор прошел по оптимальному сценарию. В целом активность «светских» сейчас на виду и гораздо более предсказуема, нежели позиция прихожан УПЦ обоих патриархатов. Очевидно, что часть из них — собственно радикалы (по ощущению их не очень много) — склонны принять катастрофический «московский сценарий», вернее, поверить в то, что им обещают из Москвы: полномасштабную «церковную войну», захват храмов и все, что за этим последует, — вплоть до реального кровопролития. Другая сторона заверяет, что захватов не будет, но не исключает при этом провокаций. И, похоже, «томос-оптимисты» верят, что смогут контролировать ситуацию.

О позиции людей неверующих красноречиво говорит свежий мем «Я атеист Киеского патриархата» (с вариантом "Константинопольского"). И в этом смысле стоит привести «электоральные комментарии» социологов и политологов: не факт, говорят нам, что вся эта церковная история всерьез расширит «приход Порошенко». Его настоящий электорат — те самые еврооптимисты и «атеисты Киевского патриархата» — останется при нем. Возможно, он получит некоторое количество голосов за счет правых — прихожан неканонических до последнего момента УАПЦ и УПЦ Киевского патриархата. Но удастся ли украинскому президенту «расколоть» протестный электорат на фоне нагнетаемой в связи с «церковным расколом» паники?

Киев

Фото: 1. 13.10.2018. Kiev, Ukraine. Zuma/TASS.
2.












  • Протоиерей Максим Хижий: Здесь сложная дилемма: нельзя считать, что, находясь в церкви, ты не заболеешь, но и оставаться без причастия тоже негоже. Поэтому ведем себя как на подводной лодке...

  • Znak.com: Сергий призвал «выходить на улицу, не боясь полиции и Росгвардии, садить картошку», пока не настал голод. Он также заявил, что... «мирскую больницу ставят выше церкви, которая исцеляет все болезни».

  • Феодорит Сергей Сеньчуков: Не надо бить хвостом с криками "Монастыри - рассадники инфекции". Любые общежития - рассадники инфекции, просто об этом не говорят обычно.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Церковь в режиме самоизоляции
28 АПРЕЛЯ 2020 // БОРИС КОЛЫМАГИН
Коронавирус катком идет по Русской православной церкви. Да, в других религиозных объединениях тоже болеют и умирают люди, но в силу многочисленности своей паствы именно РПЦ оказалась в наиболее уязвимой позиции. Особенно страдает клир. Новости напоминают сводку с фронта. Умерли епископ Железногорский и Льговский Вениамин, настоятель бывшего кафедрального Елоховского собора Александр Агейкин, сотни священнослужителей оказались в тяжелом состоянии в больницах, тысячи — в самоизоляции. Положительный тест у управделами патриархии митрополита Дионисия (Порубая), зампредседателя ОВЦС протоиерея Николая Балашова, митрополита Челябинского и Златоустовского Григория.
Прямая речь
28 АПРЕЛЯ 2020
Протоиерей Максим Хижий: Здесь сложная дилемма: нельзя считать, что, находясь в церкви, ты не заболеешь, но и оставаться без причастия тоже негоже. Поэтому ведем себя как на подводной лодке...
В СМИ
28 АПРЕЛЯ 2020
Znak.com: Сергий призвал «выходить на улицу, не боясь полиции и Росгвардии, садить картошку», пока не настал голод. Он также заявил, что... «мирскую больницу ставят выше церкви, которая исцеляет все болезни».
В блогах
28 АПРЕЛЯ 2020
Феодорит Сергей Сеньчуков: Не надо бить хвостом с криками "Монастыри - рассадники инфекции". Любые общежития - рассадники инфекции, просто об этом не говорят обычно.
«Боевое православие» на марше
27 АПРЕЛЯ 2020 // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
В который уж раз поражаюсь особой судьбе нашей необъятной Родины. Она почему-то обречена воплощать в реальности самые фантасмагорические антиутопии. Только что газеты и соцсети облетела новость: в строящемся в парке «Патриот» главном храме Вооруженных сил будет мозаичное панно, посвященное присоединению Крыма. А на нем — Владимир Путин со своими апостолами: Шойгу, Володиным, Матвиенко, а также секретарем Совбеза Патрушевым, директором ФСБ Бортниковым и начальником генштаба Герасимовым. А на другом — портрет товарища Сталина.
Прямая речь
27 АПРЕЛЯ 2020
Роман Лункин: В целом мировоззрение священнослужителей Русской Православной Церкви антисталинистское, причём это касается и либеральной части, и «срединной», самой многочисленной и консервативной.
В СМИ
27 АПРЕЛЯ 2020
"Ведомости": Эстетически сам храм выглядит монументальной пародией на академическое искусство, а его убранство – издевательством над российской историей и государственностью.
В блогах
27 АПРЕЛЯ 2020
Антон Долин: ЛОГИЧНО Чему все смеются и возмущаются? Кому молятся - того и изобразили: Путина, Патрушева и Сталина.
Государство наращивает давление. Центр «СОВА» представил ежегодный доклад о реализации свободы совести в России
5 МАРТА 2020 // СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК
4 февраля в Славянском правовом центре состоялась презентация очередного ежегодного доклада Информационно-аналитического центра «СОВА», посвященного проблемам реализации свободы совести в России в прошедшем году. Встреча началась с краткого вступления директора центра Александра Верховского, который отметил, что по-прежнему самой большой проблемой остается антиэкстремистское законодательство (ст. 2822 — «Организация и участие в деятельности экстремистской организации», и ст. 2823 — «Финансирование экстремистской деятельности»).
Яркая фигура церковного постмодерна
27 ЯНВАРЯ 2020 // БОРИС КОЛЫМАГИН
В Москве в относительно молодом возрасте (на 52 году жизни) умер протоиерей Всеволод Чаплин — знаковая фигура церковного сообщества. Уход о. Всеволода Чаплина знаменует собой окончательный переход церковного бытия из состояния постмодерна в пост-постмодернистскую ситуацию, где «сурово насупленных бровей» и «совка» хватает, а вот искрометной игры, в которой участвовал протоиерей, уже нет.