Культурное наследие
11 декабря 2019 г.
Путин высказался о культуре и по вопросам языкознания
25 ДЕКАБРЯ 2014, АЛЕНА СОЛНЦЕВА

ТАСС

В Кремле под председательством президента состоялось совместное заседании Госсовета и Совета по культуре и искусству. Глава государства сообщил, что им подписан документ под названием «Основы государственной культурной политики», который «предлагал переосмыслить роль культуры, которую в последнее время привыкли воспринимать простокак часть социального блока или как работу учреждений культуры. Но чаще всего даже как сферу услуг, досуга и развлечений. Такой узкий, отраслевой подход не соответствует, конечно, ни задачам развития страны, ни запросам общества, ни требованиям времени».

Этот замечательный документ утверждает, в частности, что «культура России – такое же ее достояние, как и природные богатства». И более того, что «в современном мире культура становится значимым ресурсом социально-экономического развития, позволяющим обеспечить лидирующее положение нашей страны в мире». Впрочем, пока что речь не идет о строительстве «культуропроводов» в Европу. Пока что предлагается «создание условий для развития творческих индустрий… для развития национального сектора массовой культуры, повышения эстетического качества культурных продуктов, относящихся к массовой культуре, вовлечения массовой культуры в процесс реализации государственной культурной политики».

Этот же документ ставит задачи «возрождения традиций семейного воспитания» и, бери выше, «преодоления разрыва между поколениями внутри семьи» и даже«налаживания диалога между поколениями». В полном соответствии с бюрократическим характером документа глава государства заявил о необходимостисоздания надведомственной, координирующей структуры. И предложил для ресурсного обеспечения реализации Основ культурной политики учредить российский фонд культурного развития.

При этом Владимир Путин изложил свои взгляды на свободу творчества: «Никто, никакая власть не имеет права диктовать художнику, писателю, режиссёру, да, собственно говоря, любому человеку свою волю и свои представления о том, что и как должны делать творчески одарённые люди. Часто они видят по-новому, по-своему то, что считалось когда-то неприемлемым, а сегодня считается образцом. …. И к этой особенности опережать время надо относиться бережно и с уважением». Впрочем, при этом он оговорился, что необходима «верность историческим традициям». А кроме того, призвал «учитывать и то, что сегодня в обществе сформировался нравственный запрос ко всем, кто занимается культурной деятельностью. Он объясним, потому что нередко свобода творчества оборачивается псевдокультурными суррогатами».

Путин высказался также по вопросам языкознания: «Нужно, конечно, избегать излишней латинизации нашего языка, особенно сейчас обращаюсь к руководителям регионов. Знаете, иногда приезжаешь в какой-то город, и сразу виден уровень культуры местного чиновничества…На каждом углу названия различных учреждений, реклама исключительно латинскими буквами изображена». Еще Путин сообщил, что, по его мнению, слово «талант» имеет «происхождение языка одного из семитских племён». Чем, несомненно, произвел революцию в филологии. Ведь до вчерашнего дня многие думали, что это заимствование из греческого.

О том, способен ли подписанный Путиным документ "Основы государственной культурной политики" внести системные изменения в управление культурой и содействовать просвешению общества, рассуждает культурный обозреватель Алена СОЛНЦЕВА.

Главная задача в связи с этими «Основами», о которых там много говорили в последнее время, состояла в том, чтобы скорректировать их так, чтобы они были сбалансированы и не вызывали раздражения, условно говоря, ни в лагере либералов, ни в лагере консерваторов. В результате было принято обтекаемое, не очень понятное направление «за всё хорошее». Такие вещи абсолютно не решают реальных проблем культуры, которые заключаются даже не в том, что Мединский требует госзаказа, а общество этому сопротивляется, и не в том, как именно определить госзаказ, а в том, что не работает вся система. Многим кажется, что основной вопрос — это деньги, но, на мой взгляд, средства на культуру в принципе выделяются довольно большие, вопрос в том, на что они расходуются. И эти «Основы» совершенно никаких структурных, системных изменений не предлагают.

Культура вообще неразрывно связана с социальными и демографическими проблемами. На селе, где живут одни старики, нужна какая-то своя культурная деятельность. А у нас она не диференцирована. Точно так же, как власть хочет контролировать всю страну, точно так же она стремится контролировать всю культуру. В результате в ней не остаётся региональных особенностей, не на уровне костюмов, а по сути. Потому что культура не может быть однородным тонким слоем размазана по социально неоднородным агентам.

Велено поднять заработок работников культуры. И на местном уровне люди изгаляются, чтобы поднять оклад руководителя клуба, для чего сокращают троих социальных работников, хормейстера и закрывают кружки. Но всё равно зарплата руководителя культурного учреждения в провинции — от 6 до 13 тысяч рублей, то есть за гранью выживаемости. Это не престижная профессия, и сколько бы зарплату ни поднимали, она не выйдет за грань бедности.

Понятно, что никакого просвещения в таких условиях культура дать не может. Её кадры — это люди, которые работают иногда с большим энтузиазмом, но всё равно без понимания сути. У них нет средств на самообразование, на то, чтобы медийно обеспечивать свои начинания. В клубах в малых городах, где свои культурные впечатления получает четверть, а то и треть всего населения страны, нет нормального оборудования, а если оно есть, то на нём некому работать. То есть проблемы очень значительные, культурное отставание колоссальное.

В России долгое время считалось, что главная борьба идёт за классическое наследие. И люди привыкли к тому, что культура выступает только как охранитель. Услышав это слово, они представляют себе даже не залы, а запасники музея, набитые сокровищами, пылящимися под инвентарными номерами. А говоря «Дом культуры», мы в лучшем случае видим концерт, где бабушки в национальных сарафанах и дедушки с аккордеоном поют песни военного времени.

Попытка решить проблему «с головы», опять сделать государство главным гуманистом, не приводит к возникновению потребности к обновлению культуры в рядовом человеке. У нас не формируется общественного запроса на культуру, точно так же, как за 20 лет не появилось самостоятельных гражданских организаций, готовых бороться за свои права на местном уровне. Нет публики, которая могла бы, например, рублём отстаивать свои потребности.

И государство, если бы оно выступало в роли регулятора, должно было бы озаботиться не концепциями, а механизмами доступа к самостоятельности на местном уровне. Но именно этим никто и не занимается, самостоятельная культурная активность не обеспечена ничем. Только что был принят закон о меценатстве, и там нет никаких поощрений для меценатов. Сформулированы принципы, но ничего не сделано для того, чтобы такая деятельность была выгодна обществу. Вся законотворческая деятельность проходит мимо главного — организующих принципов. А какая разница, какие лозунги, мы за свою жизнь столько их поменяли! Удивительным образом, они меняются, а ситуация остаётся прежней.



Фото ИТАР-ТАСС/ Михаил Метцель













  • Леонид Гозман: В конечном итоге западная цивилизация не погибнет, но то, что её ожидают более серьёзные вызовы, чем пожар в Нотр-Даме, несомненно...

  • РБК: По словам представителя собора, огонь не затронул реликвий, хранящихся там. Одна из великих христианских реликвий, хранящихся в соборе, — Терновый венец Иисуса Христа.

  • Татьяна Малкина: самое интересное, по-моему, - понять, что именно заставило стольких людей переживать такие сильнейшие чувства. вроде бы все вместе - и история, и витражи-красота...

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Собор устоял. Цивилизация – тоже
16 АПРЕЛЯ 2019 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Мне представляется, что реакция общественности на пожар Собора Парижской богоматери должна быть подвергнута подробному социо-культурному анализу. Очень интересно было бы узнать мнение компетентных ученых, почему вдруг архитектурный и исторический памятник в центре французской столицы оказался столь важным для огромного числа людей. Важным до такой степени, что перспективу его потери трагически восприняли даже те, кто, может быть, знаком с этим архитектурным шедевром только по фотографиям и художественным произведениям. Апокалиптические настроения в русском сегменте Фейсбука царили до той самой минуты, пока не выяснилось, что самых страшных последствий ужасного пожара удалось избежать...
Прямая речь
16 АПРЕЛЯ 2019
Леонид Гозман: В конечном итоге западная цивилизация не погибнет, но то, что её ожидают более серьёзные вызовы, чем пожар в Нотр-Даме, несомненно...
В СМИ
16 АПРЕЛЯ 2019
РБК: По словам представителя собора, огонь не затронул реликвий, хранящихся там. Одна из великих христианских реликвий, хранящихся в соборе, — Терновый венец Иисуса Христа.
В блогах
16 АПРЕЛЯ 2019
Татьяна Малкина: самое интересное, по-моему, - понять, что именно заставило стольких людей переживать такие сильнейшие чувства. вроде бы все вместе - и история, и витражи-красота...
Макаревич и Шнур при Ямпольской и Драпеко
27 ФЕВРАЛЯ 2019 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Понятно, зачем Никите Михалкову надо было быть председателем общественного совета при Минобороне. Все просто: мигалка. Была мигалка – был Михалков в совете при Минобороне. Отобрали мигалку – вышел из совета. И напоследок обругал генералов за неправильные парады. Понятно, зачем правозащитники Борщёв и Бабушкин входят во всякие ОНК и советы при людоедах в погонах. Без этого их не пустят в тюрьмы, и им труднее будет защищать права заключенных. В совет при комитете по культуре Госдумы (не путать с советом по культуре при президенте) вошли Андрей Макаревич и Сергей Шнуров.
Прямая речь
27 ФЕВРАЛЯ 2019
Алёна Солнцева: Совет по культуре при Думе – организация совсем немощная. Её значение, как и всякого совета, чисто совещательное и рекомендательное...
В СМИ
27 ФЕВРАЛЯ 2019
Коммерсант: «Что касается Сергея Шнурова, с которым я недавно вступила в рифмованный диалог, мне его творчество интересно»,— пояснила госпожа Ямпольская.
В блогах
27 ФЕВРАЛЯ 2019
Павел Гр: чой-то этот Шнуров в последнее время стал со вкусом Макаревича. Ну т.е. утром сделал Власти ласковый кусь в стихах, вкусно отобедал фуа-грой в собственной ресторации...
День просветителя
16 НОЯБРЯ 2018 // БОРИС КОЛЫМАГИН
Читали ли вы «Гарри Поттера», уважаемый читатель? Если вдруг скажете «нет», то не подумайте, что оказались в подавляющем меньшинстве. Как выяснилось на церемонии вручения премии «Просветитель», примерно половина номинантов не открывали творений Джоан Роулинг. Возраст не тот. Да и книг, которые хочется прочесть, так много. И с каждым годом становится все больше. Времени на все не хватит. Отчасти появлению качественной литературы сегодня способствует премия «Просветитель», которая уже в десятый раз назвала своих лауреатов. 15 ноября в переполненном зале Московского театра юного зрителя собрались ученые, популяризаторы науки, писатели и поклонники жанра нон-фикшн, чтобы узнать, кто же стал победителем престижного конкурса.
Как древние фараоны пришли из Воронежа
3 ОКТЯБРЯ 2018 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Писатель-фантаст Василий Щепетнов 1 октября 2018 опубликовал на своей странице в ФБ «Открытое письмо телеканалу «Культура», в котором жалуется на плагиат. Речь идет о документальном фильме «Египетские боги Петра Ольденбургского», в котором рассказывается о том, как принц Петр Ольденбургский «нашел на воронежской земле (вернее – в воронежской земле) артефакты, доказывающие, что и египетские фараоны, и египетский пантеон пришли в Египет отсюда, из Черной земли Воронежа». И далее писатель-фантаст Щепетнов пишет: «Все бы хорошо, да одно нехорошо: это – плагиат».